Считается ли негодность транспортных средств уголовной ответственности

Согласно действующему законодательству, привлечь к уголовной ответственности за угон транспортного средства можно с 16 лет.

При этом срок ограничения (лишения) свободы будет зависеть от многих факторов:

  • Был ли угнан автомобиль или было совершено покушение;
  • Количество участников в угоне транспортного средства;
  • Количество попыток угона автомобиля;
  • Другие смягчающие или отягчающие обстоятельства угона ТС;

О том, что делать, если автомобиль уже угнали, читайте в следующем разделе.

Понятие и виды транспортных преступлений

Можно выделить несколько основных видов правонарушений, совершаемых в отношении обеспечения безопасности движения транспортных средств. К ним относятся:

  1. Правонарушения, охарактеризованные несоблюдением требований ПДД.
  2. Преступления, охарактеризованные нарушением условий для безопасного функционирования автотранспорта, вне зависимости от вида такого средства передвижения.
  3. Прочие преступления, произошедшие в этой сфере.

Другой комментарий к статье 267 УК РФ

1. Предмет преступления — транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.

Пути сообщения на железнодорожном транспорте — это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном — взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте — пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные сужения (проливы, каналы, реки, озера).

Средства сигнализации — средства, подающие условную информацию (команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т.д.), могут быть звуковыми, визуальными (световыми) и т.д. К средствам сигнализации, например, относятся семафоры, маяки, бакены, путевые и маркировочные знаки.

Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, симплексную, космическую, оптическую, лазерную и т.д. По дальности действия выделяется дальняя и ближняя связь.

Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.

Транспортные коммуникации — это общее понятие, включающее пути сообщения и сооружения на них.

2. Разрушение — это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо восстановление становится экономически нецелесообразным.

Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.

Безопасность функционирования транспорта может быть поставлена под угрозу и в том случае, когда предмет преступления не терпит урона, остается исправным; например, перенос маркировочного знака на аэродроме влияет на безопасность при взлете и посадке самолета. Ущерб объекту посягательства причиняется тем, что средство сигнализации не может функционировать по своему назначению.

Охватываются данным видом деяния и довольно распространенные случаи подкладывания на действующие железнодорожные пути посторонних тяжелых предметов, таких, например, как телеграфный столб, бревна, шпалы, тормозные башмаки, камни, поскольку при этих условиях железнодорожный путь делается непригодным для безопасного использования подвижным составом.

Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.

3. О понятии тяжкого вреда здоровью см. комментарий к ст. 111 УК. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее 14-летнего возраста.

6. Наступление смерти одного человека либо двух лиц или более квалифицируется соответственно по ч. ч. 2 и 3 ст. 267.

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

В 1997 г. было зарегистрировано 53, в 1998 г. — 43, в 1999 г. — 51, в 2000 г. — 43, в 2001 г. — 50, в 2002 г. — 17, в 2003 г. — 12, в 2004 г. — 15, в 2005 г. — 20, в 2006 г. — 25, в 2007 г. — 15, в 2008 г. — 14 уголовно наказуемых случаев приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Часть 1 ст. 267 УК РФ предусматривает ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния потекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Объект преступления — безопасность транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного) как неотъемлемая составная общественной безопасности.

Предмет преступления — транспортные средства, пути сообщения (транспортные коммуникации), средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование (содержание этих понятий такое же, как в составе преступления, предусмотренном ст. 266 УК РФ).

Объективная сторона характеризуется: 1) действиями (разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в диспозиции ч. 1 ст. 267 УК РФ предметов, а равно блокирование транспортных коммуникаций), 2) последствиями (причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба) и 3) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Под разрушением указанных средств в теории и судебной практике понимается приведение транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования в полную негодность, исключающую использование по прямому назначению. Их повреждение предполагает возможность восстановления последних путем ремонта.

Иные способы приведения указанных средств в негодное для эксплуатации состояние могут быть самыми разнообразными (например, помещение на железнодорожное полотно каких-либо металлических или других твердых предметов).

Блокирование транспортных коммуникаций выражается в создании препятствий для движения транспортных средств (железнодорожного, воздушного, водного или автомобильного транспорта), например, в преграждении железнодорожных путей, взлетно-посадочной полосы большими группами людей, создание различного рода завалов из бревен, шпал, камней и т.п.

В отличие от состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, вредные последствия, предусмотренные в диспозиции ч. 1 ст. 267 УК РФ, заключаются в причинении не только тяжкого вреда здоровью человека, но и крупного ущерба. Понятие последнего оценочное и определяется с учетом особенностей конкретного уголовного дела. В теории и судебной практике считается, что при этом следует учитывать такие обстоятельства, как разрушение или существенное повреждение транспортных средств в результате, например, их столкновения, уничтожения или существенного повреждения сооружений, обеспечивающих безопасность движения транспортных средств, причинение существенного экологического вреда и т.п.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 14 лет.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной. Лицо предвидит, что вследствие производимого им разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирования транспортных коммуникаций может быть причинен тяжкий вред здоровью человека или крупный ущерб, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий, либо не предвидит, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Под крупным ущербом согласно примечанию к ст. 267 УК РФ признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.

Часть 2 ст. 267 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, а ч. 3 — смерть (также по неосторожности) двух или более лиц.

Законодательная база

Все виды действий, которые составляют преступные деяния против безопасности движений транспортных средств, регламентированы в главе 27 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В частности, из норм этого законодательного акта можно определить основных субъектов, объектов и состава преступления, а также меры ответственности, к которой привлекаются виновные лица.

Скачать для просмотра и печати:

Глава 27 Уголовного кодекса РФ

Срок давности для привлечения к ответственности

Срок давности это – период времени, на протяжении которого человек может привлекаться к ответственности. Этот период исчисляют со дня совершения преступления. Он варьируется в зависимости от вменяемой части статьи 166. Часть статьи 166Степень тяжестиДавность наступления ответственности1средняя6 лет2Тяжкая10 лет3Тяжкая10 лет4Особо тяжкая15 лет

Методика расследования преступлений

При проведении расследования обстоятельств происшествия на дороге, специалистам важно правильно определить все нюансы случившегося, так как именно от этого зависит фиксирование аварий в едином реестре учета.

Первоначальный этап расследования состоит из нескольких отдельных процедур:

  1. Участники ДТП не должны покидать место происшествия. Ими должны быть вызваны сотрудники ГИБДД, которые осмотрят место происшествия и составят все необходимые документы.
  2. Если водитель скрылся с места происшествия, уполномоченные лица, прибывшие на место ДТП, должны осмотреть место аварии, опросить всех лиц, причастных к случившемуся или свидетелей, назначают экспертизы.

После проведения первоначальных мероприятий, по указанию сотрудников ГИБДД или ходатайству суда, назначается проведение автотехнических и судебно-медицинских экспертиз.

В процессе такого расследования допускается проведение следственного эксперимента, который позволит определить виновника ДТП и установить все обстоятельства случившегося.

Судебная практика по вопросу

Человек, который находился за рулем автомобиля, выпил достаточное количество алкоголя и, по закону, не мог управлять транспортными средствами, ввиду чего сотрудник ГИБДД составил протокол.

В присутствии двух понятых, водитель отказался от прохождения медицинского освидетельствования, однако на суде согласился с предъявленными обвинениями.

По результатам разбирательства, обвиняемому было назначено наказание в виде обязательных работ сроком до 200 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *